Первые несколько дней в Котласе мы не могли уловить его особенности и потребности. Это серый рабочий город, история которого не просачивается через городское пространство. Этот город выстроен заново, и он про рабочих и для рабочих. Здесь всё тихо, ровно, утилитарно. Кажется, что художнику здесь неоткуда брать вдохновение, так как история музеев повторяет историю всего Поморья, а архитектура диктует забытую (ли?) пост-советскую идеологию.
Спустя какое-то время мы поняли, что в этом и есть базис для художника, его миссия в том, чтобы выстроить конфликт между яркой разносторонней человеческой индивидуальностью и прибивающим городским пространством. Для этого уже были предпосылки. Котлас, по словам Анны, директора Котласского Дом Молодежи, достаточно протестный город. Во времена Шиеса здесь была большая активность, также горожане активно высказывают позицию по поводу нововведений в городское пространство. Возвышение мнения человеческого над мнением спущенным, соглашаемым, может стать здесь отличной точкой отсчёта. Исследовав подробнее пространство города, мы обнаружили высказывания «против» многого, а также множество слов в повелительном наклонении, на стенах разворачивается конфликт, который не разворчивается в истории и архитектуре.
Городские арт-интервенции, public art и site-specific выставки — это предлагаемый выход из ситуации и возможность создать естественный конфликт. Эта форма диктует прямой контакт «человеческого» и «данного», рождает прямые дискуссии и возможности для взаимообмена эмоциями у художника и его зрителя.
Содержанием для работ может предстать что-то контрастное, инородное. Как, к примеру, история найденных в этой территории двинозавров или совсем отсекаемая от истории тенденция виртуализации и культуры веб-панка, из которой выходят мифологические персонажи игр, кислотные цвета и иллюзорность реальности, которая влияет на молодое поколение. Также как один из вариантов мы предлагаем представить, как город «гличует» и выявляет свою истинную природу в ошибках, разрывах, как то, что долгое время городская среда вытесняла, и оно начинает проявляться, как например скульптуры белых обезьян в одном из котласских дворов. Такие «ошибки» можно переосмыслять, акцентируя на них внимание, через общую стратегию художественного общества города.
На мастер-классе мы предложили местным заинтересовавшимся разработать свои объекты, рассказав заранее о вышеописанных техниках. Также мы рассказали о том, как документировать работы, собирать их в портфолио и вписывать в свою индивидуальную художественную практику, опираясь на собственный опыт и личные интересы в эстетике. Также мы рассказали о вышеописанных явлениях в современном искусстве (арт-интервенция и паблик-арт) на примере российского и международного новейшего искусства с последних выставок. На выходе мы получили кураторский проект внедрения современного искусства в архитектуру и перфо-прогулки по этим объектам, звуковую инсталляцию с деформированием звуков улицы, ленд-арт работу о динозаврах, выходящих на трассу, вышивку канатом на сетке-рабице в заброшенном здании напротив вокзала и другие интереснейшие проекты местных художников.