«...население вполне обходилось для собственных нужд тропками и небольшими речками. Проезжие же дороги ассоциировались с приездом чиновников и "угоном" рекрутов в армию или призванных по распоряжению властей для различных работ людей. А ещё – с существенными человеческими и материальными затратами на устройство и содержание этих дорог. Малоокупаемые из-за слабого использования, эти дороги обычно содержались "натуральными повинностями" окрестных крестьян. После отмены крепостной зависимости, что затронуло и государственных крестьян, власти пытались эти виды работ сдавать с торгов, но опыт оказался неудачным. И не потому, что подрядчики оказались ворами. Они сами отказались от полученных, казалось бы, выгодных заказов, потому что крестьяне не соглашались выполнять работы за деньги, а если и соглашались, то работали недобросовестно. Поэтому в 70-е годы XIX века вновь вернулись к форме "натуральной повинности".
... крестьяне видели в дорожной повинности одну «мороку», хотя дороги приближали их к уездным и губернскому центрам, к столицам, к соседним селам. Ведь при налаженных путях легче было реализовывать продукцию своих промыслов, доставлять хлеб и другие товары. Однако крестьяне, по-видимому, считали, что дороги нужны прежде всего для чиновников, поэтому полагали, что это дело государственное. В 1820-е годы из-за дорожной повинности вспыхнул даже мятеж среди крестьян Ижемской волости тогдашнего Мезенского уезда.
В 1826 г. было решило провести через тайгу дорогу от Мезени до Пинеги. Ижемская волость находилась далеко от дороги, но ей также был выделен участок, который следовало расчистить, к примеру, с помощью наёмных работников, для чего пришлось собрать по 49 рублей с души. На волостном сходе ижемцы категорически решили отказаться от этой повинности. Земский исправник собрал крестьян и запер их в мирскую избу, решив взять измором. Те вынужденно дали подписку с обязательством приступить к работам, но затем начали направлять жалобы в столицу. Противостояние крестьян и губернских властей продолжалось шесть лет; в конце концов, строительство дороги решили произвести за счёт казны.
Этот участок дороги входил в состав 700-вёрстного пути на Печору и далее, в Сибирь, который называют «тайболой», поскольку большая его часть проходит по совершенно безлюдным местам. С.В. Максимов, путешествовавший по нему в 1856 г., писал: «приходилось ехать в длинной, узенькой, только одному сидеть, кибитке, предложенной любезною предупредительностью доброго человека в Архангельске, испытавшего на себе все невзгоды дальних дорог в губернии...»
К концу XIX века дороги государственного и губернского значения (к ним относились телеграфные просеки, военно-этапные, по которым «перегоняли» в отдалённые поселения ссыльных, а оттуда – призывную молодежь; почтовые и земские) строятся за счёт казны. Судя по воспоминаниям современников, дорожные работы и перевозка «казённых» пассажиров и грузов стали чисто женским делом. Женский труд ценился дёшево, мужчины же предпочитали зарабатывать реальные деньги на заводах.»
Татьяна Игоревна Трошина, д.и.н., профессор кафедры социальной работы и социальной безопасности САФУ